| 0 коммент. ]

Одна из ведущих компаний, специализирующихся на исследованиях сетевой аудитории, провела презентацию своего продукта Video Metrix 2.0 – в формате вебинара.

В ходе презентации была озвучена довольно интересная аналитика, позволяющая составить представление о коммерческом будущем потокового видео. Собственно, почему будущего? Это уже настоящее – согласно исследованиям, около 80% интернет-пользователей так или иначе пользуются streaming.

Некоторые подробности ниже, но для начала позволю себе привести данные ещё одного исследования – анализа источников трафика 2008/09 по некоторым регионам мира, проведённого немецкой компанией ipoque.

Интересные данные. Несмотря на все усилия по виртуализации нашей жизни, Интернет до сих пор остаётся media property. Посудите сами:

до 70% трафика генерируется p2p сетями
– в основном это "ослик" и протоколы BitTorrent.

Знатная шкура всё ещё бодрого медведя – шкура тем более ценная, когда речь идёт о бизнес-моделях так или иначе завязанных на продажу внимания пользователей. Но, похоже, царь джунглей постепенно сдаёт свои позиции – в последние годы прослеживается тренд на снижение доли файлообменников.

В чью пользу? Вот в чём вопрос. Неужели социальные сети и cloud computing приносят свои плоды? Возможно. В какой-то степени. В целом доля web-трафика растёт.

Однако для того чтобы пытаться претендовать на внимание пользователей (точнее, на ситуации внимания), необходимо понять, что же скрывается за внушительными p2p-цифрами.

Выше приведены данные по Германии – наиболее развитому из исследованных рынков, с наиболее высоким уровнем проникновения, доходов и т.д. И в торрентах и в осле
около 60% трафика (и примерно столько же уникальных файлов) приходится на видео-продукты
а если исключить программы и музыку, которые самостоятельными "потребителями времени", скорее всего, не являются, то доля видео по уникальным файлам в p2p сетях составляет в среднем 75%.

В категорию "видео" попадают в том числе ТВ-программы, которые в общем трафике BitTorrent и eDonkey занимают 15% и 9% соответственно (по уникальным файлам этот показатель составляет около 8% и 5% соответственно). Причём если вы обратите внимание на предыдущую таблицу, практически по всем регионам растёт streaming, то есть передача аудио и видео контента в разнообразных форматах напрямую пользователю (по мнению comScore, streaming - это любое видео, доступное в Интернете, длительностью более 3-х секунд).

Вроде бы, тренд. С другой стороны, в самой Германии потоковые мультимедиа в сезоне 2008/09 стагнируют. Не совсем понятно, с чем это связано. Возможно, часть ушла в "прочее" (в основном это неклассифицированный трафик, см. оригинальный отчёт), а возможно – в тот же контент, но уже не напрямую, а через веб-сервисы (веб-трафик).

Как бы там ни было, во многих странах потоковый контент за очень короткий период времени отхватил до 10% зрительского внимания. Да и онлайновые медиа без видео выглядят по нынешним временам убого.

Но на видео необходимо каким-то образом зарабатывать.

Несмотря на успехи программирования по запросу, кабельных и прочих платных сервисов, проблема монетизации трафика в той его части, что приходит из p2p, обещает быть непростой. Впрочем, на тех же скрижалях начертаны проблемы и оригинального онлайнового вещания, самостоятельно "затянувшего" потребителей в Сеть. Но вещание это всё равно будоражит умы – Роберт Скобл, вон, даже домашнюю телестудию начал строить (см. предыдущий пост о Twitter)

Вариантов монетизации, однако, не так много. Точнее говоря, их всего два:
либо вы за что-то платите прямо, либо косвенно – покупая рекламируемые товары и услуги
Беда в том, что обналичить внимание, демонстрируя динамические образы не так просто. Даже у социальных сетей, которые лишь частично основаны на обмене развлекательной и личной информацией, не очень хорошо получается (см. пример с Facebook).

С точки зрения нейрофизиологии динамический образ воспринимается, грубо говоря, быстрой памятью – именно поэтому, к примеру, некоторые культурологи считают искусством драматургию, но кино таковым не считают. Времени осмыслить не хватает. Куда уж там отвлекаться на рекламные объявления!

Я не очень слежу за ситуацией с YouTube, но заметил, что кошмарные текстовые объявления, начавшие было мелькать внизу каждого ролика, не прижились. В то же время появился сервис мои покупки, который, как явствует из названия, подразумевает возможность приобретения некоторых роликов за $ (не зря же до HD апгрейдили!).

Впрочем, VentureBeat пишет, что даже потенциальный спрос на услугу пока толком не оценён, да и программа AdSense для видео никуда не исчезла.
В comScore уверены, что видео уже созрело для того, чтобы утвердиться в качестве самостоятельной модели монетизации – в первую очередь модели рекламной
Секрет тут, по мнению американцев, в правильных измерениях аудитории и сегментации потребителей по ситуациям восприятия контента. Что ж, условия протекания реакции зачастую оказывают решающее влияние на конечный успех эксперимента – не исключено, что комскоровцы правы.

Вот что с непередаваемым австралийским акцентом рассказала о первом в мире продукте, позволяющем эффективно измерять онлайновое видео, менеджер проекта Video Metrix 2.0 Таня Юки (Tania Yuki).

Итак, если мы обратимся к примеру Великобритании, то лишь в декабре 2008 года необилеченными остались около 4 миллиардов роликов.

Основной прирост streaming идёт за счёт молодёжи, чьи ключевые потребности – развлечения и образование. Порнуха, конечно, святое, но из средних 8 часов в месяц, потраченных на онлайновое видео, значительная часть утилизировалась с "традиционными" медиа-целями.

По мнению comScore, чтобы заработать на этом, необходимо иметь чёткое представление о том:

  • в каком виде потребитель готов смотреть видео

  • когда он готов смотреть видео

  • где он готов смотреть видео
Другими словами, продукт должен быть не просто качественный сам по себе, но и донесён в правильном формате, в правильном месте и в правильное время.


В целом на рынке онлайнового видео можно отметить несколько ключевых трендов:

  • возможность программирования, то есть управления временем просмотра

  • отказ от пассивного просмотра, то есть возможность каким-то образом влиять на контент или его параметры его трансляции

  • множественная дистрибуция по самым разным каналам – через сети, Твиттер и т.д., и в то же время ориентация на кроссплатформенность (TV+Internet+mobile)

  • фрагментация – контент должен найти пользователя именно в том формате, который он готов "проглотить", то есть желательно в очень скромном хронометраже

  • экспериментирование с контентом – более интенсивное, чем в традиционных медиа
Что касается рекламных доходов, то тут, по мнению comScore, существуют множественные способы монетизации трафика, которые представлены на схеме внизу. Специалисты компании eMarketer оценивают объём этого рынка в США в $4,3 миллиарда к 2011 году и $7,1 миллиарда к 2012. Правда, цифры эти лишь оценки – никаких бюджетов под них пока нет.

Кстати, на вебинаре был поднят вопрос о том, за счёт чего растёт трафик: отъедает ли потоковое видео аудиторию традиционного ТВ или чего-то ещё?

Согласно исследованиям американцев, в какой-то степени отъедает. Но это скорее не вопрос выбора контента, но вопрос выбора времени просмотра, местонахождения и юзабилити. То есть это косвенно подтверждает гипотезу о возможном "надкусывании" гигантского пирога p2p-трафика.

С точки зрения рекламодателей основной проблемой, конечно, остаётся возможность адекватных измерений (не говоря уже о стимулировании продаж). Что касается метрики, то у продукта Video Metrix их по дефолту 4:

  • Тэг местоположения

  • Тэг производителя контента (или UGC)

  • Тэг смысловой (тип контента)

  • Тэг измеритель аудитории (show level tag - фактически панель, как у GfK по ТВ-аудитории)
Насколько я понял, возможности измерений этим в принципе не ограничиваются. В ходе вебинара кто-то задал вопрос о том, учитываются ли кодеки и потоковые форматы – оказалось, что такую информацию получить возможно - "по договорённости".

По ключевым же вопросам – как будет работать реклама и будет ли? к чему её в принципе привязывать, к формату или к контенту? – сколько-нибудь обоснованных мнений пока ни у кого нет.
На данный момент реклама идёт по тэгам, но в будущем будут и баннеры, учитывающие смысловую нагрузку ролика
С другой стороны, потоковое видео per se – не такая уж выдающаяся вещь. По крайней мере в publishing, где видео безусловно добавляет необходимые штрихи к портрету онлайнового издания, но вряд ли является основным ежедневным источником информации для конкретного читателя. В этом случае должно, по идее, хватить тэгов, которые необходимо будет увязать с контентом страницы или просто с форматом издания (для чистой медийки).

Оригинальной, но в целом близкой позиции (связка "видео - контент на странице") придерживается и руководитель UsabilityLab Дмитрий Сатин, чьи вебинары и гугл-группа User Experience Russia безусловно заслуживают отдельного поста.

У нас акадовцы пытались делать самостоятельный контент на akado/science, но что-то не пошло у них с порталом как таковым. Может, со временем не угадали? Сужу лишь по научным и технологическим изданиям: приличный журнал без видео, хотя бы в формате блога, уже не представить.

Во FriendFeed удалось обсудить этот вопрос с редакторами Nature и Scientific American: насколько я понял, они придерживаются того же мнения. Самое главное – этот сегмент ещё должен выстрелить.

Кстати, у меня, вроде бы, есть бонус в виде 10-дневной триальной версии Video Metrix. Кому надо - обращайтесь.


Video Metrix by comScore - Free Legal Forms
Иллюстрации: secondlife.com, YouTube, comScore

0 коммент.

Отправить комментарий